Телефон:
Адрес:
РК. Мангистуская обл. г. Актау, 23 мкр. территория автобазы "Союз"

Часы работы: Пн-Вс, с 8-00 до 17-00

Проблема переработки отходов остро стоит в Казахстане

Проблема переработки отходов остро стоит в Казахстане

При таких колоссальных объемах мусора у мусороперерабатывающих заводов не хватает сырья для переработки, поскольку в стране отсутствует культура раздельного сбора отходов. Если продолжать просто свозить его на полигоны или свалки, нашим потомкам негде будет строить дома: земли имеют свойство заканчиваться, а некоторые отходы, к примеру полиэтилен, начинают разлагаться только спустя столетия.

Что имеем – не ценим, потерявши – плачем

Месяц назад в Астане стартовал пилотный проект по раздельному сбору твердых бытовых отходов (ТБО) в жилом фонде. Столичные жители 36 домов при выносе мусора должны отдельно складировать бумагу, пластик и смешанные отходы. Более 50 контейнерных площадок уже оснастили разноцветными ящиками. Помимо этого, с начала марта совместно с Программой развития ООН реализуется пилотный проект по раздельному сбору электронных отходов. В рамках проекта на территории кондоминиумов (КСК) установлены специальные экобоксы.
Говорить о каких-либо результатах пока рано, но то, что от слов, наконец, перешли к реальным делам, безусловно, радует. Только бы эти благие начинания и инициативы не почили в бозе. В истории казахстанской мусоропереработки уже есть такой печальный факт. Алматинский мусороперерабатывающий завод, считавшийся одним из крупнейших в СНГ, просуществовал всего два года. Оказалось, что без финансовых вливаний предприятие существовать не может. Владельцы предлагали два выхода: возобновить дотации или повысить тарифы на вывоз и переработку бытовых отходов.Ни один вариант не претворился в жизнь. Завод встал. А между тем проблем в этой сфере предостаточно. Мусороперерабатывающих предприятий в стране катастрофически не хватает.

Полигон – не выход

Более 5 млн тонн мусора в год производится по всему Казахстану. В одном только Алматы ежегодный его объем составляет примерно миллион тонн, в столице – 300 тысяч. Сегодня в стране накопилось около 43 миллиардов тонн отходов производства и потребления, из которых лишь 5 процентов идет на переработку, остальное отправляется на захоронение. Это в лучшем случае. Чаще значительная часть отходов просто сбрасывается на стихийные свалки, потому как вместимость официальных полигонов недостаточна для растущих в геометрической прогрессии объемов мусора. Такими темпами нам действительно в недалеком будущем грозит безрадостная перспектива «задохнуться от собственных отходов», как прогнозировал датский физик Нильс Бор.
К тому же не все полигоны имеют соответствующее изоляционное покрытие и систему сбора и переработки сточных вод, и вредные вещества проникают в почву и грунтовые воды. А ведь чаще всего такие полигоны, а по сути открытые свалки, находятся в непосредственной близости к жилым массивам крупных городов.

В чем проблема?

Многие зарубежные страны уже давно перешли на раздельный сбор мусора и его дальнейшую переработку во вторсырье. Более того, эта сфера приносит реальный доход, и немалый. Почему же в нашей стране развитие по такому сценарию не становится возможным, несмотря на неоднократные попытки?
– В настоящее время на территории республики менее 5 процентов твердых бытовых отходов подвергается переработке, и такое печальное положение дел обусловлено рядом причин. Во-первых, существующая в Казахстане система обращения с ТБО сложилась еще во времена СССР, и в основном она базировалась на полигонном захоронении. Во-вторых, существует проблема отсутствия культуры раздельного сбора мусора среди населения страны. И самое главное – отрасль переработки ТБО в стране находится на начальном этапе становления, и её эффективность крайне мала. По стране не хватает мусороперерабатывающих предприятий, а действующие не загружены на полную мощность по причине неналаженности взаимодействия между местными властями, коммунальными службами и соответственно самими учреждениями, – считает директор центра «Содействие устойчивому развитию» Вера Мустафина.
Большой проблемой для компаний, по ее словам, являются и высокие тарифы на железнодорожные перевозки, которые необходимы для транспортировки отходов из различных регионов Казахстана к местам их переработки. Также в Казахстане отсутствует понятие «зеленые» закупки, которые предполагают приоритет продукции, выпущенной с использованием отходов, при закупках. Поэтому многие предприятия, которые выпускают такую продукцию,  сталкиваются с трудностями при ее реализации.
Решить все эти проблемы без помощи государства просто невозможно. Хотя сказать, что госорганы бездействуют, тоже нельзя. Как известно, сейчас в Казахстане готовятся поправки к закону по вопросам перехода к «зеленой» экономике. Разработчики законопроекта предлагают ввести норму о расширенной ответственности производителя (РОП), которая обязывает производителя (или поставщика, или импортера) продукции обеспечить сбор, утилизацию и переработку отходов после использования выпущенной ими или реализованной на рынке продукции.
Планируется, что производители товаров, на которые распространяется РОП, создадут свои ассоциации и фонды для аккумулирования пула денежных средств, которыми сами же и будут управлять. Средства, полученные в рамках реализации РОП, будут направлены этими ассоциациями на создание пунктов сбора упаковки и товаров, а также объектов по их переработке и/или утилизации. Это позволит также развить малый и средний бизнес, который в мировой практике активно задействован для реализации принципов РОП. Эту стратегию будут вводить с 2018 года.
Но неплохо бы получить госфинансирование или хотя бы законодательную поддержку для получения инвестиций, считают эксперты.

Нужны инвестиции!

По данным комитета по статистике, в Казахстане зарегистрировано около 500 специализированных компаний в области обращения с отходами. Точное число предприятий, занимающихся переработкой, неизвестно – примерно около половины из общего числа компаний. Крупных заводов в Казахстане очень мало. Самый большой из них – комплекс «Алтын -ТЕТ», который функционирует в Астане и занимается сортировкой и переработкой совместно собранных твердых бытовых отходов. Также можно назвать «KazakhstanWasteRecycling» (бумага и картон), «SAF» (стекло), «КазКаучук» (шины и резиновые отходы), WestDala (нефтесодержащие отходы, комплексное управление отходами), «ПромТехноРесурс KZ» и «Промотход» (электронные отходы).
– На сегодняшний день данные предприятия существуют без поддержки со стороны государства и производителей продукции. Практически все компании работают с привлечением только собственных средств без всякой инвестиционной поддержки. Это ограничивает возможности привлечения новых и инновационных технологий в отрасль, обусловливает низкую мощность предприятий, снижает эффективность производства. В этой связи компании по утилизации и переработке отходов испытывают большие трудности, – говорит директор центра «Содействие устойчивому развитию».

Когда финансы поют романсы

Именно отсутствие финансирования и взаимопонимания между местными исполнительными органами и коммунальными службами явилось причиной закрытия Алматинского МПЗ, уверен директор единственного в Астане мусороперерабатывающего завода «Алтын-ТЕТ» Егор Зингер.
– Завод в Алматы не удержали из-за того, что там перестали платить за переработку. А как работать без денег? Ведь нужно платить рабочим, и труд их очень нелегкий, они же буквально губят свое здоровье. Вот и сейчас, чтобы удержать то, что имеем (Астанинский МПЗ), надо проработать вопрос с финансами. Нужно добиться, чтобы банковский процент был маленький, давали какой-то льготный период (хотя бы три года) и продлили срок кредита лет до 20. Сейчас Банк развития вроде бы предлагает новые проекты, а почему нельзя сделать рефинанс старого? – вопрошает Зингер.
Нехватка финансов является сегодня главной проблемой в работе завода, говорит он. И при сохранении сложившейся ситуации мы рискуем потерять и это крупнейшее в стране учреждение по переработке отходов. Недавно МПЗ уже имел простой в несколько месяцев, а все потому, что оплата производится с большими задержками. По словам директора «Алтын-ТЕТ», за работу, выполненную в январе, мусоровывозящие компании заплатили только в марте. Сегодня все они, кроме «Астана-Тазарту», имеют долг перед заводом почти в 35 млн тенге. Задолженности некоторых тянутся уже около года. Какие-то обанкротились, как уверяет Зингер, специально, чтобы не выплачивать немалые суммы.
При этом директор мусороперерабатывающего завода искренне возмущен: тарифы ведь у нас копеечные!
– Вот, к примеру, в соседней России такому же заводу в Сочи за переработку тонны мусора платят 100 долларов, а у нас – 1700 тенге, то есть всего 9 долларов! Именно поэтому их условия привлекательны для инвесторов, а наши – нет. У нас нет сейчас нормальной инвестиционной платформы. А она появится только тогда, когда мы примем специальные законы для поддержки именно новых предпринимателей. Сейчас есть преференции, какие-то другие меры поддержки, но законов нет. Приход инвесторов для строительства новых МПЗ был бы сейчас очень кстати. Постоянно растущие объемы мусора требуют скорейшего решения вопроса утилизации, поскольку захоронение бытовых отходов, практикуемое почти повсеместно, кажется самым простым способом лишь на первый взгляд: свалки имеют обыкновение заканчиваться, – говорит Зингер.
По его данным, на сегодняшний день только твердых бытовых отходов на полигоне – около 26 млрд тонн.
– Их не культивируют, даже не захороняют. Это чума! – восклицает директор «Алтын-ТЕТ», – поэтому я считаю, что надо на законодательном уровне этот вопрос поднять. Государство должно вместе с нами работать по интегрированной схеме. Сейчас ситуация такая, что некоторым акиматам выгоднее, чтобы остались мусоровывозящие компании и полигоны, выгоднее от них получать деньги. Ничего не менять.
При этом исследования «Мусорная революция», проводимые ранее Гринпис, показали, что последовательная схема переработки смешанного мусора позволяет сократить объемы отходов в 8 раз при затратах около $7,5 на 1 кубометр поступивших отходов. А переработка уже рассортированного мусора сокращает его объем в 25 раз при минимальных вложениях около $2 на 1 кубометр отходов в год. «Таким образом, перерабатывать раздельно собранные отходы, даже с учетом затрат на организацию раздельного сбора, примерно в 3 раза эффективнее и в 4 раза дешевле, чем смешанный мусор», – пришли к выводу исследователи Гринпис.
Плюс ко всему вторичная переработка – это еще и деньги.

Мусор – это деньги
– Гораздо важнее не сколько мусора вывозится, а какой объем идет на переработку и какой объем – на захоронение. Ведь мусор – это по сути ценные ресурсы, вовлечение которых в хозяйственный оборот вместо использования первичных материалов позволило экономить немалые средства и предотвратить экологические проблемы. По информации Министерства энергетики, количество вторичных ресурсов, содержащихся в образующемся объёме ТБО, составляет ежегодно около 500 тыс. тонн бумаги и картона, 300 тыс. тонн стекла, 200 тыс. тонн металлов, 500 тыс. тонн пластмассы, что свидетельствует о большом потенциале вторичного использования этих ресурсов, – говорит директор центра «Содействие устойчивому развитию» Вера Мустафина.
Мусороперерабатывающая отрасль способна существовать самостоятельно и быть вполне рентабельной, уверена она. Однако для того, чтобы это стало реальностью в нашей стране, необходимо решать ряд вопросов, причем решать их не в одностороннем порядке, а вовлекать все заинтересованные стороны: население, местные исполнительные и республиканские органы, бизнес-сообщество, неправительственные организации, что позволило бы учесть интересы всех участников данного процесса.
– Несмотря на огромный накапливаемый объем мусора, как бы это парадоксально ни звучало, у мусороперерабатывающих заводов не хватает сырья для переработки, поскольку в нашей стране отсутствует культура раздельного сбора мусора. И решить эту проблему только лишь в приказном порядке, на наш взгляд, достаточно сложно. Нужны образовательные проекты, которые доступно и просто объяснят населению страны, зачем нужно внедрение системы раздельного сбора мусора, какие цели преследует государство, что изменится в жизни граждан. Нужно четко описать механизм, права и обязанности каждого участника процесса, алгоритмы взаимодействия, принципы системы управления ТБО, которые планируется внедрить в стране, – говорит она.
Зингер на этот счет высказывается довольно резко:
– Селективного сбора у нас не будет, а если и будет, то очень нескоро! Менталитет у нас такой. Приучить наш народ – практически нереально. В Германии отдельным сбором бытовых отходов занимаются с 1933 года, и на сегодня у них уровень селективного сбора всего 20 процентов. У нас же все еще только в зачаточном состоянии.

Что делать?

В связи с отсутствием раздельного сбора отходов качество поступающего сырья низкое из-за загрязнения пищевыми отходами, количества его недостаточно для полной загрузки предприятий, они работают не в полную мощность. При этом международный опыт и казахстанская практика показывают, что отходы должны быть сортированы в момент образования, «у источника». Это позволяет увеличить объем отходов, направляемых на переработку, а также улучшить качество сырья, получаемого из них.
Для того чтобы наладить систему сбора и переработки отходов в Казахстане, прежде всего, необходимо относиться к отходам, как к ценному вторичному сырью. В таком случае рентабельность переработки ТБО может превышать 50 процентов, уверена Мустафина.
– Деятельность по сбору, транспортировке является высоко затратной, и поэтому рентабельность данной отрасли на сегодняшний день очень низкая. На данном этапе развития системы управления в Казахстане необходимо оказать поддержку специализированным предприятиям по утилизации и переработке отходов. В связи с отсутствием преференций и субсидий для специализированных учреждений зачастую предприниматели выбирают дешевые и низкоэффективные технологии. Без экономического стимулирования деятельности данных предприятий будет трудно изменить сложившуюся ситуацию и выйти на новый уровень управления отходами, – говорит директор центра «Содействие устойчивому развитию».
Мировой опыт показывает, что без применения определённых принципов и механизмов достичь успехов в области рационального управления отходами практически невозможно. К ним относятся: раздельный сбор отходов, помогающий получать ценное вторичное сырье и снизить затраты на транспортировку и переработку отходов, расширенные обязательства производителя, которые предполагают ответственность производителей за продукцию, выпущенную ими в обращение на рынок, «зеленые» закупки, которые позволяют стимулировать спрос на продукцию, полученную с использованием отходов, эффективная система учета и отчетности о деятельности по обращению с отходами.

Нургуль САЛЫКЖАНОВА, Алматы

Новости
все новости
20.09.19

Участники круглого стола по проблемам и перспективам развития системы обращения с твердыми бытовыми отходами в Нур-Султане рассказали о том, как будет вестись борьба с незаконными свалками в стране и к чему может привести ужесточение ответственности мусоровывозящих организаций, передает NUR.KZ.

19.07.19

На необходимость решения проблемы твердых бытовых отходов (ТБО) указал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, сообщает пресс-служба главы государства.

19.07.19

На сегодня в стране скопилось 100 млн тонн отходов 


26.10.18

ТОО «Caspiy operating» начало внедрять систему сортировки отходов. Об этом сообщается на странице акимата Актау в Instagram.

Статьи
Акция - чистый город!