Телефон:
Адрес:
РК. Мангистуская обл. г. Актау, 23 мкр. территория автобазы "Союз"

Часы работы: Пн-Вс, с 8-00 до 17-00

В РК уже в 2019 году будет запрещено складирование на полигонах ТБО 17 видов отходов (шины, стекло, макулатура, металлы, полиэтиленовые изделия и т. д.).

В РК уже в 2019 году будет запрещено складирование на полигонах ТБО 17 видов отходов (шины, стекло, макулатура, металлы, полиэтиленовые изделия и т. д.).
Назад
В РК уже в 2019 году будет запрещено складирование на полигонах ТБО 17 видов отходов (шины, стекло, макулатура, металлы, полиэтиленовые изделия и т. д.).

В настоящее время на территории ВКО все отходы свозятся на мусорные свалки - полигоны для захоронения ТБО, - при этом многие полигоны не соответствует санитарным нормам и экологическим стандартам захоронения. Общий объем накопленных ТБО в ВКО на начало 2017 г. составляет более 7 851 870 тонн. На территории области 435 действующих полигонов, из них узаконено только 25. Ежегодно в области образуется порядка 200 000 тонн отходов, которые сваливаются на полигоны без предварительной сортировки и обезвреживания. Практически все полигоны исчерпали свой срок действия, требуется их рекультивация. В области не функционируют мусороперегрузочные (сортировочные) станции, где можно было бы проводить глубокую сортировку отходов для их использования в качестве вторичных материальных ресурсов и биоразлагаемых отходов с производством энергии и компоста.

 

- Геннадий Леонидович, с чем столкнулись экологи, изучив вопрос реализации системы раздельного сбора мусора в ВКО?

- Во-первых, с тем, что государственные структуры не имеют четкого представления о претворении в жизнь статьи 301 Экологического кодекса РК. Утвержденные «Дорожная карта по внедрению раздельного сбора и сортировки отходов по городу Усть-Каменогорск» и «Дорожная карта по строительству объектов по внедрению раздельного сбора, сортировки, утилизации и переработки ТБО, взаимодействию местных исполнительных органов со специализированными предприятиями в сфере обращения с отходами до 2020 года по Восточно-Казахстанской области» составлены формально и не снабжены алгоритмами для практического исполнения. Ни один из намеченных пунктов на сегодня не выполнен.

Сроки исполнения имеют длительность до двух лет, нет конкретных источников покрытия материальных затрат (приобретения контейнеров раздельного сбора, затрат на реконструкцию контейнерных площадок, учитывающих установку контейнеров раздельного сбора, и т. д.). Не определены пункты сбора ртутьсодержащих отходов, источники финансирования на эти цели. При этом согласно статье 20 ЭК РК к компетенции местных исполнительных органов относятся все вопросы системы управления ТБО, от реализации государственной политики в области охраны окружающей среды (подпункт 1-1) до разработки программ по управлению отходами и выделения земельных участков под строительство объектов по размещению ТБО, включая их строительство, и так далее (пункты 8, 12).

- С чего начнем?

- Самое главное - это понять, что закон уже есть, и его нужно исполнять, притом что в части законодательной базы создано достаточное количество нормативно-правовых документов, чтобы обеспечить раздельный сбор и утилизацию на местном уровне.

По нашей инициативе была начата работа по налаживанию связей между заинтересованными сторонами (предприятия, коммунальные службы, организации по сбору вторсырья, власть, население) и консолидации усилий в части налаживания раздельного сбора мусора в ВКО. За короткий период прошло порядка 6 межведомственный совещаний, где была четко определена ответственность всех государственных структур в подготовке к раздельному сбору мусора в ВКО, при этом стоит учесть, что сроки для реализации проекта крайне малы.

- Вы изучали международный опыт в части раздельного сбора ТБО. Что можно применить у нас в Казахстане на начальном этапе?

- Изучив опыт управления ТБО в Германии, которую можно считать безусловным лидером в этой области, мы отметили два основных момента, которые необходимо внедрять сразу и повсеместно. Во-первых: обеспечить все контейнерные площадки разноцветными контейнерами для сбора стекла, ПЭТ бутылок и бумаги. Во-вторых: организовать коммерческие стационарные пункты приема вторичных ресурсов, не сопряженных с какими-либо трудностями для населения: шаговая доступность в каждом населенном пункте и микрорайоне, четкий список критериев и требований к вторичному сырью, которые будут размещены в СМИ и в каждом пункте приема. Пункты приема вторсырья предоставлять в эксплуатацию на конкурсной основе, выбирая претендентов квалификационно с правом запрета на осуществление этого вида деятельности при ненадлежащей эксплуатации.

- А что же дальше?

- Следующим этапом должно стать строительство сортировочных линий. Мы определили, что коллективный сбор ТБО не интересует ни сборщиков, ни переработчиков, то есть загрязненная бумага, ПЭТ бутылки, картон и другие виды ресурсов не интересуют переработчиков потому, что их очистка требует серьезных финансовых средств. Именно поэтому нужно в первую очередь наладить раздельный сбор ТБО, чтобы населению это было доступно и выгодно, потому что мусоросортировочные линии в основном будут получать компост из различных видов мусора, большую часть которого придется утилизировать на полигоне или сжигать. Это влечет за собой дополнительные выбросы в атмосферу сложных отравляющих веществ, выделяющихся при сжигании пластика, полиэтилена и др. Кроме того это повысит класс опасности отходов горения и тем самым создаст сложности с захоронением.

- Возможно, лучим вариантом было бы строительство мусороперерабатывающего завода в ВКО?

- Что касается строительства мусороперерабатывающего завода, то в целом сейчас оно признано не эффективным из-за недостаточных объемов вторсырья, чтобы организовать нормальное производство. Все заводы, которые сегодня созданы в Республике, стоят без сырья. Создание мелких производств будет выгоднее. По результатам исследования бизнес уже созданных на сегодняшний день фирм является достаточно прибыльным. На рынке вторсырья существуют предприятия, которые работают довольно давно. Правда, количество таких фирм в области крайне мало.

- А что, может, заинтересовать предпринимателей, решивших заняться переработкой вторсырья?

- Количество создаваемых мелких предприятий будет зависеть от финансовой помощи регионального и местного бюджета и от организации населения на местах для сбора селективного вторсырья. Все эти меры дадут необходимый экономический эффект.

Например, у нас в городе есть предприятие по переработке автошин и покрышек. Крошку, которую изготавливают в процессе производства из отработанных шин, можно считать некондиционной для большеобъемного производства. На сегодняшний день она пригодна только для не пылящих покрытий (спортзалов, детских площадок, тренажерных комплексов), притом что предприятие не испытывает недостатка в сырье и перерабатывает по 2-3 тонны покрышек за смену. Если помочь им приобрести дополнительный узел к уже имеющемуся оборудованию для измельчения резины в микропорошок, то его можно будет использовать для производства высококачественного асфальтобетонного дорожного покрытия.

- Может ли сортировка мусора на местах повлиять на тарифы за вывоз ТБО для населения?

- Такая сортировка не должна отразиться на тарифах. При функционировании пунктов приема вторичного сырья количество вывозимого мусора должно уменьшиться, как и затраты на транспортировку, при этом прибыль будет поступать от собранного вторичного сырья.

- На каком этапе подготовка к раздельному сбору ТБО на сегодняшний день?

- На данном этапе достаточно четко налажена связь между заинтересованными сторонами (предприятия, коммунальные службы, предприятия по сбору вторсырья, власть, население) и, самое главное, четко определена ответственность каждого в организации раздельного сбора ТБО. Например, жилищная инспекция должна следить не только за придомовой территорией, входящей в кондоминиум, но и за прилегающей к нему территорией. Местная полиция должна исполнять требование статьи 505 КоАП в части контроля исполнения населением правил благоустройства. Кроме того всем бюджетным организациям предписано определить места для складирования макулатуры, при этом обеспечивая меры противопожарной безопасности и вандалоустойчивости этих мест, а торговым предприятиям рекомендовано организовать места для складирования макулатуры, пластика и полиэтилена.

Идет подготовка к работе с населением в плане просветительской деятельности, которую местной власти нужно научиться умело сочетать с мерами убеждения и принуждения.

Новости
все новости
20.09.19

Участники круглого стола по проблемам и перспективам развития системы обращения с твердыми бытовыми отходами в Нур-Султане рассказали о том, как будет вестись борьба с незаконными свалками в стране и к чему может привести ужесточение ответственности мусоровывозящих организаций, передает NUR.KZ.

19.07.19

На необходимость решения проблемы твердых бытовых отходов (ТБО) указал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, сообщает пресс-служба главы государства.

19.07.19

На сегодня в стране скопилось 100 млн тонн отходов 


26.10.18

ТОО «Caspiy operating» начало внедрять систему сортировки отходов. Об этом сообщается на странице акимата Актау в Instagram.

Статьи
Акция - чистый город!